НСП "РАДУГА" полезная информация для родителей Как научить ребёнка общаться со сверстниками?

Как научить ребёнка общаться со сверстниками?

А сегодня мы поговорим с вами о том, как помочь своему ребенку успешно общаться со сверстниками.

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».

Антуан-де-Сент-Экзюпери

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением?

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Анализ возникающих у ребенка трудностей в общении требует большого такта. Позвольте ребенку самому решать, какие аспекты проблемы он хочет обсудить и в какое время. Возможно, он не пожелает или не готов признать наличие проблемы, не говоря уже о ее обсуждении. В таких случаях важно убедить его в том, что вы не собираетесь вмешиваться в его взаимоотношения, а просто хотите выслушать его.

Однако ребенок может не понимать, что именно он делает не так. По этой причине следует начать с осторожного разговора о сложившейся ситуации. У совместного подхода к решению проблемы есть свои преимущества: дети чувствуют себя полноценными участниками процесса, а родители могут узнать о наличии трудностей у своих детей «из первых уст».

Почему возникают проблемы с общением?

Родители довольно часто винят в этом гаджеты. Однако, на самом деле, дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: переписываются в соц. сетях, делятся видео и фотографиями и т.д.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок.

Причина 2. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Здесь необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.‍

Причина 3. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, испуган и отказывается общаться с другими детьми.

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и страх не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Важно! Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 4. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать. Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Причина 5. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он. Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 6. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Общие советы для обучения ребенка навыкам общения со сверстниками

Основы общения дошкольников формируются в семье. Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и, во многом, копирует их модели поведения. С младенчества и до школьного возраста развитие общения проходит несколько стадий, которые имеют свои характерные особенности. На каждом этапе ребенком движет определенная потребность, которая реализуется в общении: веселье, признание и привлечение внимания, сотрудничество для реализации цели и так далее. Чтобы чувствовать себя уверенно и иметь возможность максимально проявить себя, он должен быть хорошо адаптирован к социуму. Именно поэтому одна из важных задач воспитания – научить ребенка общаться.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Чтобы создать для ребенка основу для формирования коммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ему всегда надо идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), однако в будущем точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.
  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
  • Поощряйте инициативу в общении.
  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.
  • Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Также, помочь ребенку разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения.

Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Ребенок, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые вы ему покажете.

  • Книги и мультфильмы о дружбе;
  • Беседы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекцияСиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекция

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда

Почему подростки бунтуютПочему подростки бунтуют

Каждый подросток сталкивается с переходным возрастом, во время которого у него сильно играют гормоны, поэтому он начинает вести себя по-другому. Обычно такое поведение представлено серьезным бунтом, поэтому ребенок перестает слушаться

Воображение детей в дошкольном возрастеВоображение детей в дошкольном возрасте

Следующая тема в нашем цикле – воображение. Воображение – это всё! Это предварительный показ предстоящих событий в жизни. Альберт Эйнштейн Воображение детей в дошкольном возрасте Давайте сначала разберёмся, что же

10 заповедей для родителей10 заповедей для родителей

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель оставил 10 заповедей для воспитания детей: 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как

Развитие внимания у дошкольниковРазвитие внимания у дошкольников

Психолог ответит на вопросы: Как помочь ребёнку развить познавательные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение; Как выстроить доверительные отношения c ребенком, чтобы помогать ему преодолевать любые возрастные трудности; Как поддержать