НСП "РАДУГА" полезная информация для родителей Воображение детей в дошкольном возрасте

Воображение детей в дошкольном возрасте

Следующая тема в нашем цикле – воображение.

Воображение – это всё!

Это предварительный показ предстоящих событий в жизни.

Альберт Эйнштейн

Воображение детей в дошкольном возрасте

Давайте сначала разберёмся, что же такое «воображение» и с чем его «едят». Воображение — одна из высших психических функций мозга. Говоря простыми словами воображение — это способность создавать образы. Формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном мире, требуется гибкость, умение мыслить нестандартно, находить новые пути решения проблем.

Ребёнок младшего дошкольного возраста ещё не может обладать хорошим воображением, так как у него маленький опыт жизненных ситуаций и небольшой объём усвоенной информации. Он может фантазировать, только имея перед глазами предмет — опору для представления новой ситуации. Дети более старшего возраста в своих фантазиях уже могут опираться на прочитанную сказку, просмотренный мультфильм или что-то другое. Комбинируя в своём воображении ситуации из разных источников, ребёнок создаёт что-то своё, что ему нужно сейчас.

Существует несколько видов воображения:

  • Пассивное — мечты, которые не будут или не могут быть осуществлены. К этому же виду относятся сны, грёзы.
  • Активное — это то, что человек хочет создать, воплотить в жизнь.
  • Продуктивное (творческое) — создание чего-то совершенно нового.
  • Репродуктивное — использование идей, предложенных другими, объединение их во что-то новое.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В образах обычно фигурирует то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоции, оказалось особенно интересным.

Для чего же надо развивать воображение ребёнка?

Воображение позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. В своих фантазиях он моделирует ситуации, отличающиеся от обыденной жизни. Проживая их в своём внутреннем мире, дошкольник получает интеллектуальный и эмоциональный опыт, которого ему не всегда достаточно в реальной жизни.

Не имея развитого воображения, ребёнку будет сложно учиться, так как обучение чаще всего строится на представлении какой-то учебной ситуации, опыта или задачи.

Также, воображение имеет и защитную функцию. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Другими словами, в случае сложных жизненных ситуаций воображение позволяет ребёнку легче их пережить, найти внутренние ресурсы.

Мы предлагаем вам несколько примеров игр и упражнений для развития воображения дошкольников:

  • «Смешинки». Родитель бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Ребёнок должен быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

  • «Точка, точка». Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего ребёнка соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера. Пример:

 

  • «На что это похоже?» Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке. Пример:

  • Игра в рифмы. Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями. Пример:

  • «Рассмеши меня». В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

  • «Незаконченный рисунок» — требуется дорисовать картинку.

Пример:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Уверенное поведение и способность договоритьсяУверенное поведение и способность договориться

Автор: Сергей Лисянский, психолог НСП “Радуга” Уверенное поведение Все люди без исключения периодически испытывают неловкость. Другое дело, когда неловкость в поведении человека становятся закономерностью. Такая жизнь превращается в бесконечный ад,

“Нескучные каникулы” в “Радуге”!“Нескучные каникулы” в “Радуге”!

Чтобы каникулы были не просто хорошими, а отличными, приглашаем всех детей с 6 до 18 лет провести их с пользой! В рамках программы “Нескучные каникулы” мы предлагаем посетить мастер-классы от

Развитие внимания у дошкольниковРазвитие внимания у дошкольников

Психолог ответит на вопросы: Как помочь ребёнку развить познавательные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение; Как выстроить доверительные отношения c ребенком, чтобы помогать ему преодолевать любые возрастные трудности; Как поддержать

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольниковРоль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекцияСиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекция

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда