Психолог ответит на вопросы:
- Как помочь ребёнку развить познавательные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;
- Как выстроить доверительные отношения c ребенком, чтобы помогать ему преодолевать любые возрастные трудности;
- Как поддержать ребенка в выстраивании отношений со сверстниками;
- Как научиться не просто давать ценные советы и указания, а учитывать потребности ребенка и предоставлять ему — когда это требуется — самостоятельность в принятии решений.
- Как взаимодействовать с ребенком как с личностью — естественно и гармонично;
- Как понять поведение своего ребенка, причины его поступков;
- Как узнать, что значит «думать, как ребенок», и начать лучше понимать друг друга.
А открывает нашу рубрику такой познавательный процесс, как внимание.
«Внимание! Внимание!
Или что нужно знать о внимании дошкольников»
Что же такое внимание?
Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. Другими словами внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.
От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.
Немного об основных видах внимания
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста. Прежде всего – непроизвольное внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий ребёнка. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка.
Как же развивать внимание ребёнка?
Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Но для начала выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать при занятии с ребёнком:
- Поддерживание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
- Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
- Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
- Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
- Чтение и внимание взаимосвязаны. Пока ребёнок только знакомится с буквами, мама может читать интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы.
Есть несколько видов упражнений на развитие внимания (для 5–6 лет):
- Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Пример:
- Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, ребёнку предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Пример:
- Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Пример:
- Соотнесение предмета и его тени. Пример:
Также, мы предлагаем вам простые игры на внимание:
- «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
- «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу.
- «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
- «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, а ребёнок должен повторить.
- «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.
- Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.