Развитие эмпатии у детей

Сегодня мы поговорим с вами об эмпатии.

“Эмпатия – это видеть глазами другого, слушать ушами другого и чувствовать сердцем другого”.

Альфред Адлер

Что же такое эмпатия?

Эмпатия — это способность понимать чувства другого человека. Её проявление вовсе не означает, что эмпат непременно поможет другому в беде. Эмпатия — чаще всего про уровень понимания чувств и эмоций, а не конкретные действия. Она не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни при взаимодействии ребёнка с людьми.

Для чего нужно развивать эмпатию у ребенка?

Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Отличительные черты эмпатов – внимательность и понимание ситуации, умение избегать конфликтов. Это помогает детям быть успешными дома и в школе, добиваться хороших результатов в учёбе, легко общаться со сверстниками и строить стабильные отношения во взрослой жизни.

Родители могут сформировать у ребёнка эмпатию, потому что она дает множество преимуществ:

  • позитивное отношение к жизни;
  • отсутствие склонности к осуждению других;
  • умение слышать и слушать;
  • отличные коммуникационные навыки;
  • близкий контакт со сверстниками;
  • формирование эмоционального интеллекта;
  • ориентированность во взрослую жизнь.

Эмпатию важно развивать, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с которыми мы непосредственно контактируем: члены семьи, коллеги, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, кондуктор в автобусе и просто знакомые. Чем легче ребенок дошкольного возраста будет чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем проще ему будет жить.

Особенности эмпатии у каждого ребёнка в каждом возрасте разные.

У детей младшего возраста (от рождения до 4 лет) начинается анализ своего настроения. Они пытаются понять, что чувствуют. Поэтому на начальном уровне он может понимать и предвидеть эмоции других. Младенец громко заплачет, если услышит плач другого. После того, как ребенок начал говорить и осваивать окружающий мир, можно предположить, что у него сформировалась некая интуиция на чувства других. Он понимает, когда родители радуются или огорчаются.

У детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет) активно проявляется эмпатия к людям, которые его окружают. Даже если ребенок не знает, как правильно утешить товарища, которому стыдно, или как правильно отреагировать на его счастливое событие, он все равно будет сопереживать ему.

Дети младшего школьного возраста (7-9 лет) могут не просто понять и оценить душевное состояние друга или родителей, но и поддержать, утешить словом, помочь советом. Они с пониманием относятся к людям, которые им дороги.

Каким образом развивается способность к сопереживанию?

Можно выделить три необходимых условия:

  • Получение собственного положительного опыта.
  • Осознание собственных эмоций и чувств.
  • Осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Получение собственного положительного опыта

Это основа для развития эмпатии, так как ребёнок обучается, глядя на других людей, наблюдая за их взаимодействием. И огромное значение играет то, как родители относятся к ребёнку. А всегда ли сами родители с эмпатией относятся к ребёнку? Всегда ли сопереживают ему?

Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно не относятся с сочувствием к ребёнку. Причины могут быть разными. Так, родители могут опасаться избаловать ребёнка или вырастить «неженку». В таких случаях родители реально сопереживают ребёнку, но не показывают этого, демонстрируя холодность и отстранённость.

Однако, к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по отношению к ребёнку? Например, он упал и бежит к родителю. В чём ребёнок нуждается в этот момент больше всего? Конечно, в сопереживании. То есть важно, чтобы родитель проявил эмпатию. И хорошо, если родитель обнимет, скажет понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом случае ребёнок получает опыт сопереживания, и это начало развития эмпатии у ребёнка. Ребёнок, который имеет положительный опыт, будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребёнку относились с сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим людям.

И, напротив, если в случае, когда ребёнку плохо (больно, тоскливо, страшно), взрослые не относятся к нему эмпатически, то ожидать от ребёнка проявлений эмпатии не стоит. Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребёнка «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался, как малыш?», то ребёнок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.

Например, ребёнок потерял игрушку.

Вот некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам отсутствие эмпатии:

  • Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!
  • Не нужно было брать игрушку на улицу!
  • Стыдно плакать из-за такой чепухи, как игрушка!
  • Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребёнку.

А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию:

  • Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).
  • Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.

Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребёнка, не принимая и не понимая его чувств, в то время как во втором случае демонстрирует эмпатическое принятие, уважение к ребёнку, понимание.

Бывают случаи, когда родитель не проявляет эмпатию именно потому, что у него самого способность к сопереживанию недостаточно развита. Приведу пример. Ребёнок боится темноты. Это типичный возрастной страх, который нередко встречается у дошкольников. Обычно страх темноты преодолевается с возрастом. Однако родители, которые сами темноты не боятся, нередко раздражаются на ребёнка. Реакция родителей может быть такой: «Ну что там бояться, никого нет, не будь трусом» и т. д. В этом случае родитель точно не проявляет эмпатии.

Если родитель искренне не понимает и не принимает того, что ребёнок боится, мы имеем дело со взрослым, у которого низкий уровень эмапатии. Это взрослый, который не может в некоторых ситуациях поставить себя на место другого и предположить, что чувствует ребёнок, когда заходит в тёмную комнату. Человек с развитой эмпатией не должен испытывать те же чувства, что тот, на кого направлена эмпатия. Человек с развитой эмпатией может просто понять, что можно чувствовать то, что чувствует другой, даже если сам никогда этого не переживал.

Итак, основа формирования эмпатии – это проявление эмпатии по отношению к ребёнку.

Осознание ребёнком собственных эмоций и чувств

Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания.

Например, мама должна уйти и оставляет двух-трёхлетнего ребёнка с братом/сестрой/няней. Ребёнок плачет и не отпускает маму. Если мама говорит: «Не реви, ничего страшного не происходит», то она не выражает чувств, которые испытывает ребёнок. Если же мама говорит иначе: «Тебе грустно, что я ухожу. Знаешь, мне тоже грустно уходить. Но я должна сейчас пойти на работу (к врачу, на почту). Это очень важно. Я вернусь после обеда, и мы вместе погуляем», то она говорит о чувствах ребёнка, принимает их и помогает ему их осознать. Через некоторое время ребёнок сам начнёт говорить о том, что чувствует.

Осознание того, что предположительно чувствует другой человек

Это уже переход к сопереживанию. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек. На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни.

Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.

Вот, к примеру, вы видите, как другой ребёнок упал с горки. Он плачет. Если ваш ребёнок обратил на это внимание, вы можете просто прокомментировать ситуацию: «мальчик упал, ему больно». Даже двух-трёхлетний ребенок на основе таких высказываний родителей и собственных наблюдений начинает делать выводы: мальчик упал, он плачет потому, что ему больно. Но одних наблюдений (падение и плач) ребёнку недостаточно, чтобы сделать вывод о состоянии и чувствах другого ребёнка. В этом ему нужна помощь взрослого.

Можно аккуратно наводить ребёнка на мысль о возможной помощи другому. Так, если он видит, что один ребёнок отобрал у другого игрушку, то, естественно, он видит слёзы обиженного ребёнка. Но снова из фактов (отобранная игрушка, слёзы) непросто сделать выводы об эмоциональном состоянии другого, а, следовательно, ребенок не может посочувствовать. И снова на помощь может прийти родитель: «Девочка плачет. У неё отобрали игрушку. Она очень расстроена. Может быть, предложить ей поиграть с нами в мяч. Как ты думаешь?».

Родитель чётко обозначает факты, которые наблюдает и он, и ребёнок делает предположения о состоянии другого. Кроме того, родитель предлагает ребёнку каким-то образом, в меру своих сил и возможностей, помочь девочке. То есть родитель показывает, как можно поступить в данной ситуации. Ребёнок может откликнуться на ваше предложение и предложить девочке совместную игру, а может не захотеть этого сделать. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, к чему не готов. Нельзя сопереживать по команде, нельзя проявлять эмпатию под давлением взрослого.

Как ещё можно целенаправленно развить эмпатию?

Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать:

  • «Передача чувств».Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
  • «Тихий разговор».Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
  • «Эмоции героев».Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Проблемы воспитания в подростковом возрастеПроблемы воспитания в подростковом возрасте

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольниковРоль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и

Почему подростки бунтуютПочему подростки бунтуют

Каждый подросток сталкивается с переходным возрастом, во время которого у него сильно играют гормоны, поэтому он начинает вести себя по-другому. Обычно такое поведение представлено серьезным бунтом, поэтому ребенок перестает слушаться

Воображение детей в дошкольном возрастеВоображение детей в дошкольном возрасте

Следующая тема в нашем цикле – воображение. Воображение – это всё! Это предварительный показ предстоящих событий в жизни. Альберт Эйнштейн Воображение детей в дошкольном возрасте Давайте сначала разберёмся, что же

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекцияСиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекция

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда