НСП "РАДУГА" полезная информация для родителей Уверенное поведение и способность договориться

Уверенное поведение и способность договориться

Автор: Сергей Лисянский, психолог НСП “Радуга”

Уверенное поведение

Все люди без исключения периодически испытывают неловкость. Другое дело, когда неловкость в поведении человека становятся закономерностью. Такая жизнь превращается в бесконечный ад, и из замкнутого круга неприятностей, казалось бы, уже не выбраться. Спасение здесь видится в выработке уверенности в себе.

Цель уверенного поведения – честно, эффективно и прямо выразить свои мысли, чувства, желания и убеждения. Ведя себя уверенно, вы отстаиваете собственные права, не нарушая при этом прав окружающих.

Уверенное поведение основывается на:

  1. системе принятия собственного как негативного, так и позитивного эмоционального фона, отсюда и построение системы отражения через призму полезности ответа собственному личностному развитию, т.е. доминирование позитивного эмоционального фона;
  2. максимальном участии волевого усилия в системе от эмоции до реального поведения, т.е. выбор между несколькими стратегиями реагирования в пользу полезной для своего будущего;
  3. отражении выбранной стратегии реагирования в поведении.

Предложенная трехсоставная модель оценки поведения позволяет сформулировать понятие уверенного поведения – это поведение, основанное на превалировании позитивного эмоционального фона, с целью внешней реализации определенной системы представлений, основанных на позитивной установке по отношению к себе и другим

Иначе говоря, не каждая эмоциональная реакция и внутреннее рассуждение облекается в поведение. Эмоция проходит определенное количество «просеиваний» через систему установок и представлений. При этом данная система представлений личности есть ни что иное как основа для включения в поведенческий акт волевого усилия.

Психологические особенности уверенной и неуверенной в себе личности

Под уверенностью в себе понимается способность человека предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (отсутствие социального страха и заторможенности) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).

Уверенное поведение – это самовыражение без ущерба для других.

Существенными характеристиками уверенного поведения являются:

  1. Оптимизм и самоэффективность. Иными словами эту характеристику человека можно обозначить как чувство уверенности в себе: вера в доброе, лучшее, светлое. Этот комплекс эмоционально-когнитивных характеристик описывается следующим образом: в большинстве моментов времени человек высоко (позитивно) оценивает свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Успехи считаются личной заслугой, недостатки приписываются временному неблагоприятному стечению обстоятельств. Привычные позитивные оценки препятствуют самоуничижению в любых его формах и унижению других людей.
  2. Открытость. Все желания, чувства, просьбы, требования и претензии выражаются в открытой форме, от первого лица. Приказы, советы, наставления, обобщенные оценки переформулируются в «Я-высказывания». На этом пункте сходятся большинство психологов.
  3. Спонтанность. Действия совершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающего разговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг и скандалов, а в открытом и честном разговоре. Реакция на разное поведение окружающих разная и сиюминутная (неотсроченная).
  4. Принятие. Открытые, спонтанные и уместные высказывания и действия других людей (вне зависимости от их «полярности») принимаются всерьез и сопровождаются адекватной внутреннему ощущению реакцией. Более того, поддерживаются именно спонтанные и открытые реакции.

Этика уверенного поведения заключается в том, что, отличающиеся друг от друга потребности, мнения и права разных людей выслушиваются, принимаются и сопоставляются с целью поиска наиболее приемлемой для всех формы их удовлетворения, принятия или защиты.

Существуют вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Прежде всего, уверенный в себе человек всегда высоко оценивает свои возможности. Он считает, что собственных сил с избытком хватает для выполнения практически любой поставленной перед собой задачи (адекватной задачи). Уверенный в себе человек всегда открыто говорит о своих чувствах, желаниях и требованиях, умеет отказывать, способен устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Он не боится ставить перед собой новые цели и с энтузиазмом берется за их выполнение.

Так как внешне проявляется уверенное поведение?

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

А неуверенный в себе человек?

В отношениях с окружающими такие люди страшатся (или же попросту не умеют) высказывать свое мнение, говорить о своих желаниях и потребностях. В конце концов, они перестают не только активно действовать по достижению целей, но и перестают ставить перед собой вообще какие бы то ни было цели, теряя веру в себя и реальность осуществления собственных намерений. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводящей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо не только отказ от активных действий по достижению некоторых целей, но и отказ от этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

Первым, кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе, и пытался найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Уверенную личность характеризует:

  1. эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;
  2. экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;
  3. прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
  4. использование местоимение «Я» в речи;
  5. способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;
  6. способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

Данная характеристика соответствует детям дошкольного возраста. Они эмоциональны, спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы. Что же происходит по мере взросления? Куда исчезает естественное и уверенное поведение ребенка?

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории «обучения на моделях» Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания – копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий «слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию «выученной беспомощности» Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальной среды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка.

Один из учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях.

Неуверенность характеризуется:

  1. недостаточно ясными формулировками намерений

2. неполными планами действий

3. негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению «дефектных» или «дефицитных» стереотипов поведения.

Таким образом, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

Существует множество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:

  1. репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений
  2. шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав
  3. слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.

Формирование уверенного поведения по методу Станиславского

Станиславский пришел к выводу, интересному для каждого из нас: если человек хочет чего-либо добиться на сцене, то он должен сознательно воздействовать на творческие процессы в подсознании. К этому, кстати, сводятся рекомендации многочисленных пособий по достижению успеха в делах и личной жизни.

Уверенное лидерское поведение проявляется через образ, или имидж. Понятие «имидж» включает не только внешний вид, под ним подразумевается и особенность поведения, и образ мышления, и способ действий, включенные в групповое общение. Чтобы обрести имидж, необходимо изменить поведение в ролевой активности. Особенностям этого процесса посвящена не одна концепция, и среди этого многообразия можно выделить концепцию Станиславского, которая объясняет процесс обретения имиджа с позиции исполнения ролей.

В основе любых устремлений человека лежит сверхзадача, она подразумевает цель деятельности, заключенную в осуществлении главных жизненных задач. Стремление к сверхзадаче, по мнению Станиславского, – это стержень жизнедеятельности человека. Сверхзадача скрыта в нашем подсознании и способна подчинять себе любые жизненные ситуации. Сверхзадача осуществляет постоянное напоминание человеку о конечной цели его деятельности. И нацеленность человека на сверхзадачу осуществляется в рамках сквозного действия, а не хаотично. Под сквозным действием Станиславский подразумевал масштабность ролевого поведения, которое слагается из различных фрагментов человеческого поведения.

Так сверхзадача и сквозное действие вносят организованность в процесс играния роли человеком, позволяя ему вжиться в эти роли и сделать их частью своей жизни. Этот феномен любой лидер способен направить в нужное русло и, таким образом, довести проявление своего имиджа до совершенства.

Сложность здесь состоит в следующем: лидер вынужден играть две роли, первая включает врожденные и приобретенные в ходе жизнедеятельности реакции; вторая представляет собой набор тех реакций, которые соответствуют вновь приобретенному имиджу. Потому деятельность лидера предполагает наличие одновременно двух сверхзадач и, соответственно, сквозных действий.

При этом вторая сверхзадача (формирование вновь приобретенного имиджа) является приоритетной по отношению к первой. Но именно первая сверхзадача определяет все то, что обеспечивает ролевое поведение человека в рамках его нового имиджа.

Теперь попробуем разобрать, каким образом формируется сверхзадача. Станиславский считает, что она закреплена в психике и существует в виде словесной формулировки, которая включает много глагольных оборотов. Ведь глаголом проще обозначить любое действие, а сверхзадача подразумевает именно действие. В формулировке сверхзадачи присутствует два глагола, один из них является побуждающим, второй – нацеливающим на определенное действие. Например, «хочу делать …»

Рассмотрим ситуацию. Предположим, есть некая команда во главе с лидером. В процессе взаимодействия за лидером закрепилось прозвище «акула», поскольку в его поведении отчетливо проявлялись такие черты, как самоуверенность, напористость, излишняя раздражительность, жесткость. Однажды лидер начинает понимать, что подобный имидж вредит его взаимодействию с командой и, соответственно, сказывается на продуктивности деятельности. Он решает поменять имидж «акулы» на более дружественный, ну скажем, имидж «дельфина», если продолжать рыбную тему. Но прежде, чем приступить к действиям, направленным на смену имиджа, необходимо сформулировать сверхзадачу для нового имиджа.

Итак, как вы считаете, какая формулировка наилучшим образом подойдет для новой сверхзадачи? Естественно она должна отвечать нескольким параметрам: во-первых, формулировка должна являться метким и ярким словесным оборотом; во-вторых, она должна затрагивать подсознание, побуждать к действиям; и, в-третьих, она обязательно должна содержать нацеливающий глагол. В нашем случае эта формулировка может иметь такой вид: «Хочу действовать по модели “дельфина“!»

Теперь у нас готова фраза сверхзадачи, но этого недостаточно. Необходимо продумать и уточнить и другие детали. Ведь формулировка может иметь более развернутый вид. Скажем: «Хочу действовать по модели „дельфина“. Хочу проявлять больше дружелюбия и терпения к своим подчиненным. Хочу заслужить их доверие и побудить их следовать за мной». Но помните, что нельзя формулировать сверхзадачу в таком виде: «Хочу быть „дельфином“!» Чтобы стать дельфином, нужно ликвидировать врожденную сверхзадачу, поскольку она будет противоречить нашей новой сверхзадаче. А это сделать практически невозможно. В формулировке же «Хочу действовать по модели «дельфина», глагол «действовать» нацеливает нашего лидера лишь на отдельные элементы поведения, которые подразумевают изменение модели взаимодействия с людьми, но они не требуют полного изменения личности человека.

Чтобы изменить модель поведения, необходимо слиться с ролью, которая обозначает новый имидж, этот процесс подразумевает три этапа:

Этап первый – проанализировать линии действий ролей

Этап второй – создание роли «жизни человеческого тела»

Этап третий – создание роли «жизни человеческого духа»

Анализ линии действий подразумевает разбор действий роли сначала по крупным событиям, а затем по дробным событиям. А далее по каждому из отрезков сформулировать сверхзадачу и сквозное действие.

Поэтому в нашем случае лидеру придется сначала в деталях представить элементы поведения модели «акула», затем элементы поведения модели «дельфин». Перед лидером ставится задача заблокировать черты «акулы» и развить качества «дельфина», а далее сформировать роль поведения, которая соответствует его новому имиджу.

Развитие навыков уверенного поведения

Уверенное поведение невозможно без внутреннего равновесия. Фундамент нашего внутреннего равновесия образуют четыре чувства:

Самоуважение

Внутреннее удовлетворение

Внутренняя свобода

Уверенность в себе

Самоуважение

Самоуважение – это очень важное чувство себя, оно присуще только человеку, который обладает четкими убеждениями и неизбежно поступает согласно своим убеждениям.

Нормальное самоуважение свойственно людям, для которых вполне естественно говорить и поступать порядочно, честно и добросовестно, в согласии со своими убеждениями. Высокомерная гордость чужда этим людям, как чуждо им и раболепное приспособленчество. Нужно обладать хорошим чутьем, чтобы распознать достойную скромность таких людей, основанную на уважении к себе.

Наряду с самоуважением существуют две связанные с ним противоположности негативного смысла:

  1. переоценка себя и самопринуждение человека (тщеславие, упрямство, претензии на власть и заносчивость);
  2. недооценка себя, своего рода, освобождение себя от необходимости самореализации, которая подменяется уклончивостью и изворотливостью с целью получения признания и подтверждения этого признания, добытого без реальных усилий плодотворной деятельности.

Внутренняя свобода

Собственной внутренней свободой обладает человек, способный и требовать, и, одновременно, отказываться от собственных требований. Внутреннюю свободу вы ощущаете, если можете спокойно проигнорировать телефонный звонок, когда не хотите, чтобы вас отвлекали. Вы переживаете внутреннюю свободу, если без объяснений отклоняете приглашение, которое вам не интересно. Вы обладаете внутренней свободой, если находите в себе мужество выразить желание, даже при уверенности в том, что получите отказ. Свободен тот, кто не скрывает своих чувств и намерений. Свободный человек просто говорит: «Я не хочу», а не притворяется, что у него нет времени. Ему не придет в голову лицемерить перед кем-то в чем-то. Тот, кто утверждает, что он использует отговорки, чтобы пощадить другого человека, на самом деле, боится стать непопулярным. Он щадит самого себя. Боязнь потерять популярность ведет человека к несвободе. Так рождается страх опозориться, так возникает неприятное чувство смущения и стеснения, так вспыхивает краска стыда.

У внутренней свободы существуют два антитезиса:

  1. переоценка себя как способ бегства от себя. Индивид с завышенной самооценкой пребывает в постоянном поиске лучшего, нового, другого. Это живущий в мире иллюзий;
  2. недооценка себя как способ притеснения и ограничения себя. Индивид с заниженной самооценкой постоянно тревожится о чем-то, вечно боится потерять партнера, здоровье, имущество.

Внутреннее удовлетворение

Внутреннее удовлетворение очень плотно переплетено с таким понятием как счастье.

О том, что такое счастье, очень много пишут, а еще больше гадают. Дети, собирающие монеты в свинье-копилке, верят, что копилка приносит счастье. От этой детской веры многие взрослые так никогда и не избавляются: продолжают верить в то, что для достижения счастья нужны деньги. Многие непоколебимо уверены: чем больше денег, тем больше счастья. Кто думает так, будет шествовать по жизни в толпе несчастливых. Чтобы быть счастливым, нужно уметь быть довольным.

Кто воспринимает красоту заката, кого захватывает звучание мелодии, кого впечатляет органичная естественность человека, тот не требует ничего более этих ценностей. Он наполнен жизнью и тем доволен. Тот, кто доволен своим делом и своими переживаниями, испытывает постоянное счастье.

Есть две негативные противоположности внутреннего удовлетворения:

  1. переоценка себя (завышенная самооценка) в виде балование себя: едой, сладостями, алкоголем, наркотиками, покупками (одежды, машин) – все ради удовлетворения собственных желаний;
  2. недооценка себя как неудовлетворенность собой. Неудовлетворенный собой человек хочет, чтобы все было по-другому, хочет иметь больше. Он чувствует пренебрежение к себе самому и отчуждается от себя самого.

Уверенность в себе

Четыре чувства себя образуют фундамент нашего внутреннего равновесия: самоуважение, внутренняя свобода, внутреннее удовлетворение и уверенность в себе. Уверенность в себе отличается от самоуважения. Уверенность в себе – такое чувство себя, которое меньше всего связано с самоуважением.

Человек подрывает уверенность в себе, если слишком мало или слишком много ожидает от себя. Или если слишком мало или слишком много от себя требует. Тот, кто предъявляет себе слишком высокие требования, несомненно хочет восхищаться собой – самым сильным, самым мужественным, самым великим. Героем, звездой. Предъявление к себе слишком высоких требований отражает достойную цель – восхищаться самим собой. Конечно, для тех, кто восторгается собой, необходимо, чтобы и другие восхищались ими. Поэтому они сверх меры хвастливы.

Обратная сторона самовосхищения – сострадание к себе. Тому, у кого снижена уверенность в себе, необходимо восхищение других. Тот, кто зависим от восхищения других, впадает в депрессивное сострадание к себе, если в течение долгого времени не встречает поддержки и признания. Поэтому многие политики и звезды искусства изо дня в день спешат прочитать утреннюю газету, надеясь найти там свое имя.

Многие из тех, кто восхищается собой, выдают себя непомерным хвастовством, когда, как бы невзначай, упоминают, с какими влиятельными людьми они близко знакомы или с какими известными личностями они вроде бы дружны.

Существуют две негативных противоположности уверенности в себе:

  1. переоценка себя как самолюбование: хвастовство, провокационный, подчеркнуто выделяемый секс, агрессивность;
  2. недооценка себя как жалость к себе: ослабленная уверенность в себе, чувство слабости, неспособности, беспомощности.

Развитие уверенности в себе

Можно развить в себе необходимые навыки, наблюдая за тем, как другие люди справляются с ситуациями, требующими уверенности в себе. В данном вопросе могут помочь следующие рекомендации, которые, как показывают исследования, характерны для уверенных в себе людей:

  1. избегайте запутывающих эмоций: если вы разъярены, оскорблены или эмоционально уязвлены, от окружающих нужно ожидать реакции на ваши эмоции, а не на то, что вы хотите до них донести. Это может запутать вопрос и направить усилия в сторону от решения задачи;
  2. будьте проще: иногда важность того, что люди хотят донести до других, теряется из-за излишней сложности или попыток иметь дело сразу с несколькими вопросами;
  3. добивайтесь своего: работайте над решением вопросов, несмотря на возможную необходимость долго разъяснять свои намерения (до тех пор, пока вы не будете удовлетворены возможностью решить проблему);
  4. не «роняйте себя»: если что-либо для вас важно, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции;
  5. следите, чтобы вас не «сбивали»: окружающие, часто неосознанно, будут пытаться увести вас в сторону от того, что вы хотите до них донести. Это может быть вызвано давлением, которое на них оказывается. Ознакомьтесь с их точкой зрения, но не настаивайте на своем;
  6. ошибка не ослабляет: если вы ошиблись – что рано или поздно случается со всяким, – не давайте возникнуть чувству несоответствия своему месту. Такое чувство подрывает ваши позиции;
  7. стремитесь к победе за победой: старайтесь создать ситуации, в которых ваша работа будет приносить вам победу, но не за счет других людей. Посвятите некоторое время изучению того, как и они тоже могут выиграть. В этом случае обе стороны в личных взаимоотношениях могут чувствовать выгоду, создавая, таким образом, основу для дальнейших продуктивных контактов.

Таким образом, формирование уверенного поведения способствует формированию коммуникативных навыков, способствующих формированию способности к компромиссу и поиску совместных путей решения различных задач, без ущемления собственных потребностей и потребностей людей, с которыми мы взаимодействуем.

Статья подготовлена с помощью информации с сайта http://becmology.ru/blog/general/assert_behave.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

10 заповедей для родителей10 заповедей для родителей

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель оставил 10 заповедей для воспитания детей: 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как

Воображение детей в дошкольном возрастеВоображение детей в дошкольном возрасте

Следующая тема в нашем цикле – воображение. Воображение – это всё! Это предварительный показ предстоящих событий в жизни. Альберт Эйнштейн Воображение детей в дошкольном возрасте Давайте сначала разберёмся, что же

Развитие эмпатии у детейРазвитие эмпатии у детей

Сегодня мы поговорим с вами об эмпатии. “Эмпатия – это видеть глазами другого, слушать ушами другого и чувствовать сердцем другого”. Альфред Адлер Что же такое эмпатия? Эмпатия — это способность

Почему подростки бунтуютПочему подростки бунтуют

Каждый подросток сталкивается с переходным возрастом, во время которого у него сильно играют гормоны, поэтому он начинает вести себя по-другому. Обычно такое поведение представлено серьезным бунтом, поэтому ребенок перестает слушаться

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольниковРоль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и